РАШИД АД-ДИН - РАШИ́Д АД-ДИН Фазлаллах Абу-л-Хайр Хамадани (прозвище ат-Табиб - врач) (р. между 1240-1247 - 1318), персидский историк, ученый-энциклопедист и государственный деятель.
Происходил из еврейской семьи потомственных небогатых ученых и врачей Хамадана. Выдвинулся по службе из катипов (писцов) при Газан-хане (1295-1304). Будучи придворным врачом при этом государе ильханов (см. ИЛЬХАН), принадлежавших к ветви потомков Чингисхана (см. ЧИНГИСХАН) и Хулагуидов (см. ХУЛАГУ), занял также и пост визиря, фактически, премьер-министра, занимавшегося широчайшим кругом социальных и экономических проблем. Сохранил свое положение и при ильхане Олджайту (1304-1316). При малолетнем наследнике последнего был отрешен от должностей, состояние его было конфисковано, и в 1318 он был казнен по обвинению в отравлении Олджайту. Реабилитировали его при визирате его сына Гийас ат-Дина Мухаммада Рашиди (1327-1336).
Рашид ад-Дину принадлежит некоторое число трактатов на различные темы, энциклопедическое сочинение о культуре Ирана и, главное, огромный свод исторических сведений «Джами ат-Таварих» (сборник летописей). Это последнее историческое сочинение задумано как труд, прославляющий государей, при которых Рашид ад-Дин был визирем. Однако, как это принято было в средневековой персидской историографии, значительное внимание, а в данном случае и наибольшее, было уделено истории возвышения, а затем и правления монгольского рода, к которому принадлежали Хулагуиды (см. ХУЛАГУ), потомки внука Чингисхана и основателя династии в Персии. Таким образом в круг рассмотрения истории Рашид ад-Дина попала вся политическая «история» центрально-азиатского средневековья, связанная с родом Чингисхана. Некоторое время персидский язык был официальным языком монгольской ставки, как это явствует, к примеру, из письма великого хана Мэнгу к папе Иннокентию IV (см. ИННОКЕНТИЙ IV) (документ этот был обнаружен выдающимся французским синологом П. Пеллио (см. ПЕЛЛИО Поль) в архивах Ватикана в 1920), поэтому Рашид ад-Дину были доступны очень многие подлинные официальные документы, относящиеся к правлению самого Чингисхана и ранних чингисидов. Многие сведения, сообщаемые Рашид ад-Дином, получают подтверждение в описании событий того времени, зафиксированных в китайской истории династии Юань (см. ЮАНЬ (династия)). Определенные параллели, особенно в части, касающейся полумифической ранней истории рода Темуджина (Чингисхана), находят соответствие в сведениях, содержащихся в «Сокровенном сказании (см. СОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ)» - монголо-китайской версии истории Чингисхана. Начиная со второй половины 13 в. сведения ближе касаются непосредственно жизни Ирана и политической истории правления ильханов. Однако наиболее ценные материалы, отражающие практические стороны этого правления, содержатся в сборнике писем и размышлений Рашид ад-Дина, собранном в 1330-е гг. Здесь представлены сведения об экономическом и социальном состоянии отдельных областей Ирана, о способах управления государством и о собственных владениях Рашид ад-Дина.